Эпидемиологическая ситуация во всем мире ухудшается, не исключение Россия и крупнейший мегаполис – Москва. Но в отличие от зарубежных стран наши власти не планируют введение повторного карантина в столице, прежде всего, чтобы сохранить бизнес. Введение ограничений в меньшей степени затрагиваниет торговые центры, особенно небольшие и районные.
Введённые сегодня Мэром Москвы новые ограничения сроком с 13 ноября по 15 января практически не коснутся торговых центров ФПК «Гарант – Инвест».
Прежде всего потому что в сравнительно небольших торговых центрах ФПК «Гарант – Инвест» (от 5 до 50 тыс.кв.м.) нет кинотеатров, боулингов, больших детских развлекательных центров, концертных и выставочных залов, ночных клубов. Торговые центры ФПК «Гарант – Инвест» заканчивают работать в 23.00, а начинают с 8 или с 10 утра в зависимости от месторасположения. Ночная жизнь не для торговых центров.
При этом торговые центры сегодня – самое безопасное место для шоппинга и досуга. Торговые центры обеспечивают соблюдения требований Роспотребнадзора, правила посещения торговых центров, соблюдение дистанции, правила профилактики и дезинфекции, средства индивидуальной защиты, а также: выполнение мер профилактики против COVID -19 для посетителей и сотрудников.
Уже сейчас очевидно, что формат торгового центра на транспортном узле или в пешеходной доступности от дома показал себя как наиболее кризисоустойчивый. В таких торговых центрах сосредоточены арендаторы, которые не прекращали свою работу даже в разгар пандемии.
Сегодня происходит существенное изменение потребительского поведения и формат convenience находится в более выгодном положении. Небольшие районные торговые центры оказались в более выигрышном положении, прежде всего потому что успешных, развивающихся ритейлеров в Москве осталось не так много - несколько сотен. Количество лотов для аренды в средних торговых центрах не превышает 70 -120, то обеспечивает заполняемость близкую к 100 %. Всё актуальнее становится сфера продуктов питания, лекарств и других товаров первой необходимости, а также предприятий сферы услуг.
Менеджмент АО «Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант –Инвест» целенаправленно сокращает долю магазинов одежды (с 5,7% до 01.01.2020г. до 3,8% на 01.10.2020г.) в связи с максимальным уходом продаж в интернет и минимальными арендными ставками, и увеличивает долю общественного питания и сферы услуг (совокупно с 25,3% на 01.01.2020г. до 31,7% на 01.10.2020г.), которая показывает наивысшую динамику развития, стабильно высокий арендный доход, не боится конкуренции c online и устойчиво работает даже в период пандемии.