Антон Филатов, "Газета"
По состоянию на декабрь прошлого года, объем розничной торговли (ритейла) в России составил 140 млрд. долларов, что на 16--17% больше, чем в 2002 году.
Обороты столичных ритейлоров в прошлом году достигли 32 млрд. долларов, причем 3--4% от общего объема рынка пришлось на гипермаркеты. В итоге к концу 2003 года суммарная площадь магазинов в Москве перевалила рубеж в 1,5 млн. кв. м, так что на сегодняшний день на каждого москвича приходится по 0,08 "торговых" кв. м. По прогнозам риелторов, в 2004 году торговые площади Москвы прирастут еще 900 тыс. кв. м.
Средняя доходность торговой недвижимости составляет 20%
В последние два года москвичи привыкали к цивилизованному шопингу: число рынков сокращалось, а супермаркетов и дискаунтеров становилось больше. Примером гигантомании в ритейле стали два молла – "Крокус Сити" и "Мега", появившиеся в 2002 году. Безусловными лидерами на столичном рынке являются гипермаркеты, являющиеся главными конкурентами оптовых рынков. В 2004 эта тенденция сохранится.
Кроме того, в прошлом году крупные торговые сети сделали ставку на магазины "шаговой доступности": свои минимаркеты в спальных районах столицы открыли "Рамстор", "Седьмой континент", "Перекресток". Одновременно московские власти боролись с неподконтрольными им рынками и заставляли их владельцев переезжать в современные торговые комплексы.
По прогнозам, в этом году общий объем торговых площадей в Москве превысит 2 млн. кв. м. По данным экспертов КБ 'Гарант-Инвест', сегодня инвестиционная привлекательность торговой недвижимости превосходит привлекательность инвестиций рынка жилья. Средняя доходность инвестиций в строительство торговых центров составляет 17--20%, доходность инвестиций в помещения отдельных магазинов — 20--23%.
Что нового готовит нам Москва
Из наиболее значимых центров, планируемых к вводу в эксплуатацию в этом году, можно выделить: два гипермаркета "Мосмарт", "Икеа Химки Молл", "Пятая Авеню", "Веймарт" и "Дрим Хаус" в Барвихе.
По распоряжению столичного мэра, в этом году начнется строительство торговых комплексов на месте Измайловского и Ваганьковского рынков.
Пока не совсем понятна ситуация со строительством центра под знаменитым монументом "Рабочий и колхозница". К его строительству должны были приступить еще в 2002 году, однако сроки постоянно пересматривались. По первоначальному проекту, отреставрированный монумент планировалось установить на крыше встроенной в торговый центр 35-метровой копии советского выставочного павильона, который был представлен на Парижской выставке в 1937 года. Инвестором проекта выступало ЗАО 'Многоярусная подземная автостоянка' (МПАС), которое владеет подземным гаражом, расположенным на месте будущей застройки. Однако, как стало известно ГАЗЕТЕ, за это время сменился инвестор проекта (вместо МПАС эти функции выполняет сейчас ООО "Нортэк"), и речь уже идет о совершенно новой концепции торгового центра, которую разработал ГУП "Моспроект-4". Однако, как рассказали архитекторы, заказчик ("Нортэк") до сих пор не утвердил проект. Один из кураторов проекта, заместитель начальника управления охраны памятников Северо-Восточного административного округа, не исключает, что строительство торгового центра, скорее всего, начнется в первой половине следующего года.
Широкоформатный ритейл
Поскольку 85% от ежегодного семейного дохода москвичи тратят на еду, у торговых комплексов, специализирующихся на продаже продуктов питания, неплохие перспективы. Как и в прошлом году, продуктовые сети будут развиваться в основном по системе дискаунтеров (как, например, "Пятерочка" и "Копейка") и супермаркетов (скажем, "Патэрсон" и "Петровский"). В формате гипермаркетов продолжат работу крупные продуктовые ритейлоры ("Седьмой континент", "Перекресток", Auchan) и продавцы бытовой техники и электроники ('М. Видео' и 'Эльдорадо').
В конце этого года в Москве появится торговый объект принципиально нового для России формата. Компания 'Гарант-Инвест Недвижимость', построившая торгцентр 'Галерея Аэропорт' у одноименной станции метро, введет в эксплуатацию на улице Дорожной по соседству с Metro cash & carry Retail park — центр, в котором дешевизна аренды достигается за счет отказа от большинства технических помещений (например, лифтов и туалетов), а также 'развлекательной" части. Чаще всего арендаторами таких объектов становятся компании, торгующие стоковой одеждой, спорттоварами, мебелью, игрушками. Согласно проекту, первый Retail park будет включать шесть не связанных друг с другом боксов площадью от 1300 кв. м до 3700 кв. м. Ожидается, что арендная ставка в новом комплексе будет составлять 200--250 долларов за кв. м. Для сравнения: в среднем по городу средневзвешенная ставка аренды в торговых центрах составляет 600--700 за кв. м в год.
Если новый формат приживется, в будущем арендные ставки на торговые площади эконом-класса могут существенно снизиться. При этом ставки аренды на качественные помещения, скорее всего, останутся на высоком уровне – в силу нехватки таких площадей.
Пока этот сегмент рынка коммерческой недвижимости является самым доходным, в него будут вкладывать деньги. По мнению аналитиков рынка, в течение ближайших двух-трех лет объем капитальных вложений в современные торговые площади будет составлять 1,1--1,2 млрд. долларов в год.